Мы используем файлы-cookie
Находясь на сайте, вы даете соглашение на использование cookie.
подробнее
Яковлев Кирилл Владимирович
ООО Архитектурное бюро «Тектоника»
КОНТАКТЫ:

+7 (812) 271 12 49

+7 (981) 761 98 80

tectonica.spb@inbox.ru
2019-2022 гг.
2011-2015 гг.
2017-2021 гг.
2013-2015 гг.
Интерьер храма в честь святого благоверного князя Александра Невского
Адрес: Казань, Советский район, ул. Академика Сахарова, д. 16 Б
Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев
Архитекторы: Дмитрий Липовцев, Жанна Будникова, Марина Карпова, Алексей Шкотов, Сергей Шкотов, Ярослав Седоплатов, Серафима Вершинина, Ирина Молодкина
Художники: Александр Цой, Светлана Жукова
2019-2022 гг.


Проект внутреннего убранства верхней церкви разработан архитектурным бюро «Тектоника». Интерьер храма пронизан духом классического Петербурга: мрамор, терраццо, альфрейная роспись. Целью было создать ощущение и дух воинского храма, который несет в себе свет.

Для истинного отражения эпохи доблестных побед Александра Невского было принято решение все доспехи изобразить с исторической достоверностью. Шлемы, знамена и копья сложились в композицию киотов, а иные воинские атрибуты были использованы в качестве элементов альфрейной росписи, а также в декоре мебели. Будущий облик храма определила эпоха Ренессанса. Колористическое решение основано на сочетании голубых стен с темными вставками цоколя и акцентами в виде красного и белого.

Центральный объем парадный и самый светлый. Сверху он перекрыт куполом с кессонами и кольцом по центру. При оформлении предпочтение было отдано имитирующей лепнину альфрейной росписи. В интерьере превалирует ордерная композиция, акцент сделан на восточной, алтарной стене. Иконостас представляет собой стену, подобную триумфальной арке. Оконные проемы оформлены с помощью пилястр. Находящийся в центральном объеме балкон, где располагаются хоры, имеет форму трехгранника и поддерживается консолями в виде волют. По всем стенам храма идет имитация текстуры мрамора, выполненная в технике венецианской штукатурки. В отделке цокольной части использован натуральный мрамор, полы же выполнены в комбинированной технике: терраццо с вставками из гранита.
Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Новгородская область, Старорусский район, дер. Нагово, ул. Центральная, 18а
Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев
Архитекторы: Денис Горбачев, Татьяна Кислых, Ольга Красова, Алиса Александрова
Конструкторы: Антон Смирнов, Светлана Махова, Юлия Калиниченко, Татьяна Долгих, Юлия Колотушкина
Главный инженер: Михаил Рылько
Скульптор: Илья Литвинов
2011-2015 гг.

Церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова спроектирована как главное здание комплекса, включающего также церковный дом (гостиница и трапезная) и дом священника.

В основе композиции храма лежит симметричная трёхчастная структура плана (притвор с колокольней, храм, алтарь) с развитием по оси запад-восток. Бесстолпный одноапсидный крестово-купольный храм с восьмискатным покрытием увенчан одной луковичной главой. Его архитектура, лаконичная и простая, тяготеет к новгородским образцам XIII в. При этом расположенная над западным входом шатровая колокольня с главкой повторяет почти канонический приём XVII в., придавая архитектуре храма собирательный характер.

Современные технологии обусловили более строгую, в сравнении с новгородскими прототипами, геометрию форм и зеркальную симметричность скупого декора. Выраженное удлинение пропорций основного четверика, с одной стороны, и камерный масштаб колокольни — с другой — направлены на придание общей компактности двухчастной композиции, воспринимаемой как единое устойчивое целое.

Церковь рассчитана на 270 человек; на первом этаже размещены тамбур, притвор, молельный зал, солея и алтарь. Напротив алтаря, на отметке 5,70 м., устроены хоры для певчих. Под алтарем храма первого этажа находится крестильня. В цоколе располагаются также трапезная, библиотека с лекционным залом и служебные помещения.

В интерьере алтаря, молельного зала и крестильни предполагается фресковая роспись в новгородском стиле и напольная мозаика из шлифованного природного камня. Высокий деревянный иконостас отсылает к московским прототипам XV—XVI вв.

В экстерьере также преобладают натуральные материалы: несущие кирпичные стены и внутренние кирпичные своды оштукатурены, кровля покрыта медью, цоколь и крыльца облицованы гранитом. Входные двери выполнены из дуба, индивидуальные оконные стеклопакеты также деревянные.

Западный фасад над входом украшает барельеф св. Иоанна Богослова, выполненный в академической манере скульптором Ильей Литвиновым. Того же авторства барельеф, изображающий процветший крест, расположен в нише алтарной апсиды.

Достаточно ясная ориентация на исторические прототипы сочетается в проекте с определенной свободой трактовки, в которой строгая историческая стилизация уступает место поиску обобщенного образа русского православного храма.
Храм святителя Николая Чудотворца


Ленинградская область, Приозерский район, поселок Торфяное
Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев
Архитекторы: Ольга Красова, Сергей Стессель, Павел Советников, Дмитрий Липовцев
Конструктор: Антон Смирнов
Художник: Дмитрий Мироненко
2017-2021 гг.


«Безусловной профессиональной удачей Яковлева можно считать храм Св. Николая Чудотворца (дер. Торфяное, Ленобласть, 2017-2021). Силуэт этого храма, его компактно решенный объем с особыми, изысканными по форме скатами крыш, стал примером творческого осмысления традиций национального направления в архитектуре. Именно здесь проявляется глубинное понимание архитектором специфики построек деревянных храмов: знание возможностей конструктивных сопряжений всех составляющих объем здания, особенностей перекрытия плоскостей крыш, характеристик использования того или иного дерева и т.п. В архитектуре храма ясно прочитывается устремленность ввысь, она подчеркнута не только шатровым завершением, но и ступенчатой формой объема здания храма и примыкающей к нему, увенчанной маленькой главкой, колокольни. Примечательно, что эта ступенчатость объемов не кажется жесткой. Она смягчена волнообразной формой крыш, которая и придает особую изысканность силуэту храма, сообщает ему некую «певучесть». Это определение использовано не случайно, оно подчеркивает то качество храма, которое делает его родственным и созвучным пространству лесов и полей, его окружающих. Здесь вновь проявилась способность архитектора не только создавать необходимый для жизни храма ландшафт, но и «внедрять» его в уже существующие природные условия».

Н.С. Кутейникова,
профессор С-Петербургской Академии Художеств, заслуженный деятель искусств РФ.

Воссоздание интерьера храма Смоленской иконы Божией Матери
Санкт-Петербург, Пулково, Петербургское шоссе, д.68
Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев
Архитекторы: Дарья Зайцева, Жанна Будникова, Татьяна Кислых, Дмитрий Липовцев, Алексей Шкотов
Художники: Павел Игнатьев, Леонид Красильников, Мария Карпова, Антон Павловский, Анатолий Мельников, Жеральдо Жилберто, Анна Снигур, Татьяна Деникина, Александр Цой, Дмитрий Липовцев, Татьяна Андреева, Марина Петровская-Константинова
Скульптор: Андрей Гордеев
2013-2015 гг.

Эскизный проект внутреннего убранства Смоленской церкви включает разработку интерьера храма, его цокольной части, хоругви и алтарной ниши восточного фасада, детальную проработку утвари, оборудования и фурнитуры, а также общее колористическое решение, поскольку текстов и иллюстраций с информацией о цветовой гамме не сохранилось. При выполнении эскизов художники ориентировались на искусство рубежа XVIII—XIX вв. и вдохновлявшей его античности.
В интерьере молельного зала преобладает золотистый цвет, символизирующий нетварный божественный свет. На его фоне выделены белые тяги, карнизы и филенчатые рамы. Храм освещен верхним светом через большие полуциркульные окна, окрашенные под цвет «беленый дуб». Внутренние двери покрыты «французским лаком». Под гипсовым карнизом по периметру храма проходит орнаментальная полоса.

В алтаре, крестовом своде и своде над хорами доминирует голубой цвет, символизирующий небо. На поверхности крестового свода разработаны композиции с изображениями четырех Евангелистов.
Четырехъярусный иконостас, увенчанный золоченым распятием, воссоздан по архивным фотографиям XVIII в. Его эскиз был выполнен самим Кваренги и вырезан мастером Францем Брюлло (родственником знаменитых живописца и архитектора Брюлловых) в 1784 — 1785 годах. Цвет иконостаса белый с золочеными деталями.

Композицию восточной стены алтаря организует расположенное по центру иконографическое изображение «Воскресение Христово». Белые филенчатые рамы, тяги, карнизы выполнены по проекту Кваренги.

Роспись ризницы, как и трапезной, выполнена в стиле помпейской и раннехристианской катакомбной живописи.

На восточном фасаде, в нише алтарной апсиды, располагается Смоленская икона Божией Матери, покровительницы храма, выполненная в темперной технике.