МЕРОПРИЯТИЯ
В рамках фестиваля «Зодчество 2022»
В рамках выставки-фестиваля
«Дом Господень 2023»
В рамках фестиваля «Зодчество 2023»
В рамках фестиваля «Зодчество 2023»
В культурно-просветительском центре «Башня», 2024
На выставке церковного искусства и архитектуры в культурно-просветительском центре «Башня», 2024
симпозиум
«ХРАМЫ И САКРАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ РЕШЕНИЯ И ТРАДИЦИЯ»
Организаторы симпозиума: Совет по храмовой архитектуре САР, Гильдия храмоздателей, мастерская «Прохрам».

Храм всегда отражает культуру, вбирающую в себя синтез искусств и духовность, выраженную на языке символа. Это та среда, которая хранит в себе вековые традиции, культурные коды и устоявшиеся образы религиозного искусства. В то же время, эта среда постоянно взаимодействует с человеком и призвана говорить с ним на понятном ему сегодня языке.

Сегодня проектируется множество культовых сооружений, но говорят ли они с человеком на доступном ему языке, создается ли в них комфортная среда, питающая душу, возможно ли в них просто прийти посидеть и подумать, прийти к более осознанному возвышенному состоянию, работают ли они как полноценные комплексы, ориентированные на социум со всеми необходимыми функциональными зонами, интересен ли их образ, является ли он плодом подлинного искусства, или он представляет собой набор архитектурных и иконографических цитат прошлого?... Каков вообще вектор развития храмовой архитектуры? Эти и другие смежные вопросы предлагалось обсудить в рамках деловой программы фестиваля Зодчество-2022 в формате симпозиума.


По материалам сайта мастерской «Прохрам», подробнее можно ознакомиться по ссылке.
симпозиум
«ХРАМ КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ. ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, АВТОРСКИЕ РЕШЕНИЯ, ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО»
26 января 2023 года в рамках выставки «Дом Господень» прошел симпозиум «Храм как синтез искусств. Литургическое пространство, авторские решения, традиция и новаторство». Мероприятие было организовано мастерской «Прохрам» совместно с Гильдией храмоздателей, Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, Советом по храмовой архитектуре Союза архитекторов России. Куратор симпозиума — руководитель мастерской «Прохрам» Дмитрий Остроумов.
ПОЛНАЯ ЗАПИСЬ СИМПОЗИУМА
круглый стол
«ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА. ЛОГОС И МАТЕРИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».
«Сакральная архитектура» всегда базировалась не только на грамотном расчете, но и на теологических и космологических принципах мироздания, которые были заложены в геометрии и богословской науке еще с древности и актуальны по сей день.

Деловая программа секции храмовой архитектуры на фестивале Зодчество-2023 предполагала объединить вековой опыт и современные представления о человеке и космосе и воплощение этих представлений в архитектуре в рамках симпозиума «Храмовая архитектура. Логос и материя: вчера, сегодня». На симпозиуме были сделаны доклады по вопросам современной храмовой архитектуры и перспективам её развития.

Выступали известные архитекторы, занимающиеся храмовым строительством, богословы и историки искусства и архитектуры, среди которых заслуженный архитектор РФ и академик РААСН, МААМ и РАХ М. А. Мамошин, руководитель мастерской «Прохрам» Д. А. Остроумов, исполняющий обязанности председателя ЭС РПЦ по храмовой архитектуре, искусству и реставрации иерей Владислав Мишин, главный архитектор Финансово-хозяйственного управления РПЦ член ЭС РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Андрей Юревич, искусствовед И. К. Языкова.

А также были презентованы альманах по сакральной архитектуре и искусству «Слово и камень» (1-й номер) и печатные издания, изданные под эгидой Совета по храмовой архитектуре САР.


По материалам сайта мастерской «Прохрам», подробнее можно ознакомиться по ссылке.
инсталляция
«АРХЕТИП ХРАМА»
В пространстве фестиваля «Зодчество»
с 31 октября по 2 ноября 2023 г. Совет по храмовой архитектуре Союза архитекторов России, совместно с мастерской «Прохрам» представила инсталляцию «Архетип храма».

Куратор — Дмитрий Остроумов.

Тема фестиваля — «Завтра», что подразумевает поиск и выявление современных тенденций в архитектуре и градостроительстве. Инсталляция воплотит в выставочном пространстве обобщенный архетип христианского храма, релевантный для всех времен — и в том числе для будущего, для того самого «завтра».
Представлена символически-пространственная структура, обобщенный архетип христианского храма, релевантный для всех времен, или же, вневременной.

Инсталляция ориентирует на алхимическую составляющую архитектуры и концепцию четырех роз, которая часто применялась в пламенеющей готике. Это время являлось эпохой расцвета духовного делания, как на Востоке, так и на христианском Западе, после чего духовная традиция Европы идет на спад: угасает порыв к трансцендентному, возвращаются античные формы с их концентрацией на плотском начале.

Примечательно, что «готическая» Европа поддерживала контакты с северной Русью. Существует гипотеза, что великий князь Андрей Боголюбский одно время был связан с рыцарскими монашескими орденами, самые известные из которых — орден тамплиеров (храмовников) с его мистикой Храма, а также Тевтонский орден.

Авторы инсталляции работают с образом переосмысленного собора, украшенного с четырех сторон витражными символическими розами. На полу инсталляции классический план четырехстолпного храма. По центру плана – лабиринт, символизирующий путь жизни человека, призванного прийти к Центру — Божеству — и соединиться с Ним в своем сердце в синергии, самому «стать богом», как сформулировал святитель Афанасий Великий. Также лабиринт обозначает духовный путь Евразии, движущийся со всеми историческими перипетиями, от периферии к центру и обратно, но имеющий целеполагание в Едином, путь объединяющий сквозь века Восток и Запад.

По материалам сайта мастерской «Прохрам», подробнее можно ознакомиться по ссылке.

Выставка церковного искусства и архитектуры в культурно-просветительском центре «Башня»
Проекты членов совета на выставке церковного искусства и архитектуры в культурно-просветительском центре «Башня»
«Храмовый комплекс во имя святых праведных Симеона Богоприимца и
Анны пророчицы в Черемушках»
Автор, главный архитектор проекта: Борисов С.В.
Адрес: г. Москва, внутригородское муниципальное образование
Черемушки, квартал 32А
Организация-проектировщик: ООО «Сапрыкин и Пузырева», директор
Сапрыкин И.А. (стадия АГР), архитектор Белкина Ю.А.
ООО «Юнистройпроект» (стадия П, РП).
Стадия АГР, проектирование: 2018–2019 гг.
«Покрово-Никольский храмовый комплекс»
Творческая архитектурная мастерская «ДАБОР».

г. Клайпеда, Литва

Авторский коллектив: архитекторы: Борунов Д. А. (рук.), Васильева С. Б., Семикова Г. А., инженер Лаптев Е. А., конструктор Синенков В.

«Проект часовни Тихвинской иконы Божией Матери с купелью на Валдае»
ИП Земляков Иван Сергеевич

Архитектор: Земляков И.С

Местоположение: Новгородская область, Валдайский район, Рощинское сельское поселение.
58.115075, 33.290288

Год: 2024
«Малый храм в честь преподобного Сергия Радонежского»
ООО «Архитектурная мастерская Мамошина»

Санкт-Петербург, Крестовский остров, Константиновский пр., участок 9

Авторский коллектив: М.А. Мамошин (рук.), А.Х. Богатырева, А.М. Мамошин, Д.Ю. Гришко, Ю.С. Хомяк, при участии А.П. Федченко
«Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
ООО «Архитектурное бюро «Тектоника»

Адрес: Новгородская область, Старорусский район, дер. Нагово, ул. Центральная, 18а
Год: 2011-2015
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива и главный архитектор: Кирилл Яковлев
Архитекторы: Денис Горбачев, Татьяна Кислых, Ольга Красова, Алиса Александрова
Конструкторы: Антон Смирнов, Светлана Махова, Юлия Калиниченко, Татьяна Долгих, Юлия Колотушкина
Главный инженер: Михаил Рылько
Скульптор: Илья Литвинов
«Храм в Карелии»
ООО «Прохрам», 2023 г.

Авторский коллектив: Дмитрий Остроумов, Алиса Фазиахметова, Елена Остроумова, Галина Жуковская, Георгий Стрельцов, Евгений Белякович
СХА также осуществляет издательскую деятельность, развивает архитектурную теорию и искусствоведение, занимается изучением историей памятников архитектуры и наследием христианского
искусства.