Мы используем файлы-cookie
Находясь на сайте, вы даете соглашение на использование cookie.
подробнее
Борисов Сергей Владимирович
2005-2010 гг.
2016-2019 гг.
2018–2021 гг.
2019–2020 гг.
Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского с приделами: Корсунской иконы Божией Матери; Преподобного Сергия Радонежского; Пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна; Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Всех Святых; Тихвинской иконы Божией Матери; Святых Жен-Мироносиц.
Адрес: поселок Княжье озеро, Московская область, Истринский район.
Автор, главный архитектор проекта: Борисов С.В., архитекторы: Хлиманова И.А., Воронова О., Белкина Ю.А.; инженеры: Дегтярева С.А., Шурмаева В.И., Гордеева Г.М.
Стадии ЭП, РП, проектирование и строительство 2005–2010 гг. Организация-проектировщик: ООО «Арх. бюро «Лиза», директор Пехтер Т.А., главный архитектор мастерской Радыгин Д.Ф.; строительство: ООО «СМП».


Храм Святого Благоверного князя Александра Невского возведен на гребне возвышенности, в окружении бережно сохраненной березовой рощи, и виден издалека с Новорижского шоссе и местного проезда, ведущего от него к Павловской Слободе. Наиболее протяженный западный фасад храма, состоящий из нескольких разновысоких объемов, расположен вдоль подъездной дороги, что обеспечивает наилучший обзор без наложения друг на друга завершений храма, приделов и колокольни. Асимметричная пристройка колокольни, фиксирующей пересечение подъездных дорог, и разновысокие объемы приделов делают облик храма живописным и легко запоминающимся.

Облик главного храма и приделов несколько различается, символизируя храмы, возведенные не единовременно, а на протяжении столетий. Большинство средневековых церквей дошло до нынешнего времени с разновременными достройками, пристройками, переделками – в нашем сознании с образом древнерусской церкви ассоциируются именно такие храмы. Стилистическое «разновременье» храма, объединенного, тем не менее, общей архитектурной декорацией, помогает избежать монотонности и холодной официальности крупного здания. Высотная композиция постройки динамично нарастает начиная с северного придела, по направлению к южному и к стройной колокольне, уравновешиваясь доминирующим центральным объемом. В известной мере, асимметричная композиция главного фасада соотносится с иконографией небесного покровителя храма: взгляд проходит по изображению Святого Благоверного князя Александра Невского (на живописных иконах-картинах середины XIX века) слева направо, по направлению к возвышающемуся кресту. Две стилизованные древнерусские крепостные башни, фланкирующие главный вход, также могут вызывать воспоминание о святом князе-воине, защищавшем Россию в XIII веке, или трактоваться как Золотые ворота Киева, Владимира с надвратной церковью над аркой входа.

Храм Святого Благоверного князя Александра Невского состоит из центрального объема, северного и южного приделов, колокольни и двух крытых папертей-входов. Главный храм – четырехстолпный, крестово-купольный, трехапсидный, пятиглавый. Строгое фасадное решение соответствует конструкции храма – прясла стен делятся на три части пилястрами, переходящими в арочные обрамления килевидных закомар. Пятиглавое завершение более декоративно – основания барабанов опоясывают кокошники, световые проемы вписаны в аркатурные пояски. Северный придел, пространственно объединенный с главным храмом – бесстолпный, одноапсидный, одноглавый. Он перекрыт сомкнутым сводом с центральной световой главой, четыре высокие полуциркульные распалубки создают в плане подобие креста. В южный придел ведет крытая лестница и смежный с ней пандус для подъема инвалидов, начинающиеся под колокольней и приходящие на крытую паперть, с которой можно попасть, также, и в основной храм. Южный придел выделен объемно – он выше северного и решен более декоративно: центральная глава возвышается над горкой кокошников, в оконных наличниках использованы мотивы архитектуры XVII столетия.

Под всеми помещениями храма располагается цокольный этаж (подклет), где в настоящее время находится переданная из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга православная святыня – Корсунская (Эфесская) икона Пресвятой Богородицы. В храме Святого Благоверного князя Александра Невского реализован комплекс требований к размещению икон-памятников – во время совершения богослужения в средней части храма со значительным числом прихожан, каждении, зажжении свечей, кроплении водой, в изолированном, но, одновременно доступном для прихожан помещении соблюдается режим хранения. В настоящее время этот храм является крупным центром паломничества – только за прошедший с момента передачи чудотворного образа год его посетили более 30000 тысяч человек.
Храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской в Бескудниково
Адрес: г. Москва, Бескудниковский проезд, владение 4.
Автор, главный архитектор проекта: Борисов С.В., архитекторы: Белкина Ю.А.; Пигалова М. С. Инженеры: Храмцова И.В.; Кирсанова Е.С.; Макарова Л.А.; Крюкова Г.А; Шелюкова Е.И.; Петрова Н.П.
Стадии АГР, П, РП, проектирование 2016–2019 гг., строительство 2021‒2023 гг.
Организация-проектировщик: ООО «Рест-Мастер», директор Ермаков И.В.; строительство: ООО «Инвест Проект Групп».
Свидетельство Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы об утверждении Архитектурно-градостроительного решения регистрационный № 250-4-17/С от 26.04.2017.
Заключение экспертизы ООО «Главстройэксперт» № 77-2-1-3-0128-18 от 17.07.2018.
Участок строительства храма Святой Блаженной Ксении Петербургской расположен в Северном административном округе города Москвы на территории Бескудниковского района, по адресу: Бескудниковский проезд, 4. На участке расположены строения временного храма и звонницы-киоска, деревянные, каркасной конструкции, предполагаемые к сносу. Участок неправильной трапециевидной формы, его стороны развернуты к странам света примерно на 30º. Северо-западная граница участка примыкает к Бескудниковскому проезду, восточная и юго-восточная – к внутриквартальным проездам, западная – к рекреационной зоне. Выраженный рельеф на участке отсутствует.

Проектом предусмотрено размещение храма, сблокированного с корпусом причтовых помещений, в средней части территории, выделенной под строительство, со смещением строения к западу, что вызвано соблюдением нормативного расстояния от магистрального теплопровода. Предполагается перекладка ряда местных подземных инженерных коммуникаций. Для улучшения водоотвода от строения, учитывая отсутствие рельефа, уровень планировочной отметки земли вокруг храма поднимется на 200 мм. Планировочная ось, на которой находится главный вход и центральная апсида, ориентирована по направлению запад-восток, с допустимым отклонением на 10º, что вызвано особенностями геометрии участка. Подъезд автотранспорта и главный вход организован с Бескудниковского проезда, в северо-западном углу территории. Дополнительный въезд предусмотрен в противоположной части участка с внутриквартального проезда. При храме расположены парковочные места для временного размещения личного легкового автотранспорта прихожан, в том числе, для инвалидов, сгруппированные вблизи въездов.

Объемно-планировочная композиция храма образована двумя различными по функциональному наполнению блоками, составляющими единую постройку. Собственно храм является кубическим одноглавым зданием с тремя апсидами и приделом, сблокированным с основным объемом с северной стороны, что развивает среднюю часть, место молитв прихожан, в направлении север-юг. С юга к центральному четверику храма примыкает приходской дом, связанный с аналогичными помещениями второго уровня западной пристройки к храму. Живописность асимметричного композиционного решения подчеркивает колокольня, расположенная в северо-западном углу постройки и малая учебная звонница в составе приходских помещений. Данные композиционные особенности, основанные на принципах уравновешенной асимметрии, характерные для многих архитектурных «школ» средневекового отечественного зодчества, нашли продолжение в архитектуре рубежа XIX‒XX веков. Актуальны они и в настоящее время, учитывая сложность отводимых для современных храмов участков строительства, в большинстве своем мало пригодных в градостроительном отношении для столь значимых в смысловом и архитектурном значении построек. Указанные композиционные принципы, примененные в проекте храма Святой Блаженной Ксении Петербургской, позволили, при сохранении традиционной ориентации алтаря и главного входа, организовать уютное камерное пространство перед храмом, ограниченное с юга причтовым блоком. Также, разместить колокольню – высотную доминанту в удаленной от жилых построек точке, являющейся, одновременно, наиболее выигрышной в градостроительном отношении, организующей высотный акцент в видимости с основных транспортных магистралей.

Образно-художественное решение храма основано на современном осмыслении истоков раннемосковской архитектуры. Традиционные закомары, являющиеся при бесстолпном перекрытии декоративными элементами, и килевидные кокошники контрастируют с горизонталями карнизов простых скатных крыш, что создает определенную остроту образа. Скромные декоративные элементы, набор которых ограничен арочными наличниками над окнами и поддерживающими пилястры ступенчатыми выпусками кладки, вместе с традиционными для древнерусской архитектуры кладочными кирпичными элементами создают приближенный к человеческому восприятию уровень масштабности. Цветовыми акцентами на лапидарных фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен.

Наиболее крупным объемным элементом здания является основной четверик, перекрытый четырьмя перекрещивающимися арками, поддерживающими ячейки сводов и центральную световую главу. Придельному храму отвечает пониженная система сводов, создавая динамику пространственного решения. На единой с приделом центральной планировочной оси север-юг расположен арочный вход в трапезную – наиболее крупное и декоративно решенное помещение причтовой части, характеризующееся повышенным уровнем междуэтажного перекрытия, что позволяет применение декоративных сводов. Трапезная соединена проходом с чайной, являющейся частью иконной лавки, и с кухней-доготовочной, обслуживающей оба упомянутых помещения. Помимо перечисленных, на первом и втором уровнях причтовой части расположен ряд кабинетов и зал собраний, санузлы, в том числе для инвалидов. Вход в храм для маломобильных групп населения – по пандусу, разделенному промежуточной площадкой и приводящему к главному входу. Под причтовым блоком и храмом размещен подвал, где находятся вспомогательные и технические помещения. Храм освещен тремя уровнями окон: в отметках первого этажа, под сводами и в центральном и придельном барабанах глав. В здании предусмотрены междуэтажные лестницы и эвакуационные выходы, отвечающие действующим нормативам.

Основные планировочные (осевые) габариты здания: главный четверик 14,4 м × 14,4 м, придел 14,4 м × 5,4 м. Причтовая часть (по наибольшим габаритам) 24,3 м × 12 м. Высотные габариты: храм, до основания Креста – 31,2 м, причтовый дом по коньку – 10,18 м. Вместимость храма – 500 человек.
Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» с духовно-образовательным центром в Зеленограде
Адрес: г. Москва, ЗелАО, Филаретовская улица, дом 3.
Автор, главный архитектор проекта: Борисов С.В.; архитекторы: Белкина Ю.А.; Пигалова М. С.; инженеры: Кирсанова Е.С.; Макарова Л.А., Петрова Н.П., Осипов И.В., Анохин Е.А.
Стадии АГР, П, РП, проектирование 2018–2021 гг., строительство 2022‒2023 гг.
Организация-проектировщик: ООО «Рест-Мастер» (стадия АГР), директор Ермаков И.В.; ООО «Сапрыкин и Пузырева» (стадии П, РП), директор Сапрыкин И.А.; строительство: ООО «Строительное управление ‒ 27».
Свидетельство Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы об утверждении Архитектурно-градостроительного решения регистрационный № 624-4-19/С от 06.09.2019.
Заключение экспертизы ООО «Мосэксперт» № 77-2-1-3-005012-2020 от 27.02.2020.
Участок строительства храмового комплекса во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен в городе Зеленограде (г. Москва), во внутригородском муниципальном образовании Силино, мкр. 10. Площадь участка составляет 8300 м2. На участке расположены строения временного деревянного срубного храма и дерево-каркасных приходских построек, предполагаемых к сносу после возведения основного комплекса. На участке находится деревянное на железобетонном фундаменте здание служебно-вспомогательного корпуса, включаемое в проектируемый архитектурный ансамбль. Участок неправильной трапециевидной формы, со значительным, более трех метров, перепадом по направлению к набережной р. Сходни и пруду. Северо-восточная граница участка примыкает к Филаретовской улице, прочие стороны – к лесопарковой зоне и набережной.

Проектом предусмотрено размещение храмового комплекса с корпусом причтовых помещений в северо-западной части территории, выделенной под строительство. Храм располагается на возвышенном участке территории, причтовая часть размещена ниже по рельефу. Планировочная ось, на которой находится главный вход и центральная апсида, ориентирована по направлению запад-восток, с допустимым отклонением, что вызвано особенностями геометрии участка. Территория, имеющая значительный уклон, террасирована на два основные уровня, связанные лестничными сходами. На каждый из планировочных уровней организованы отдельные въезды для транспорта и пожарных машин, снабженные разворотными площадками. Главный вход организован с проезда вдоль западной стороны участка, въезды автотранспорта – с указанного проезда и Филаретовской улицы.

Объемно-планировочная композиция храмового комплекса образована двумя различными по функциональному наполнению блоками, составляющими единую постройку. Собственно храм является восьмериковым в плане зданием с одной главой на массивном граненом барабане и пониженной галереей, охватывающей основной объем. Малые конхи на квадратных основаниях ориентированы по странам света и размещены на пониженных относительно центральной главы постаментах, что образует динамичную, ступенчато повышающуюся к центру строго иерархичную композицию. Храм имеет подвальный этаж, освещенный естественным светом в южной части, за счет использования естественного перепада рельефа. С юга к центральному восьмерику храма примыкает приходской дом, вторящий ему по геометрии своего плана. Причтовые помещения связаны с храмом в нижнем уровне и на втором этаже, тогда как в отметке первого этажа организован кольцевой обход вокруг храма для Крестного хода. Объемно-планировочная композиция трехэтажного причтового дома образуется убывающими по планировочным габаритам ярусами, что подчеркивает доминирующую роль храма. Живописность асимметричного композиционного решения подчеркивает колокольня, расположенная в западном торцевом фасаде причтового дома.

Образно-художественное решение храмового комплекса основано на современном осмыслении академического «византийского» стиля, широко распространенного в России второй половины XIX века. Традиционными для указанного направления являются главы с невысокими, но монументальными куполами, сочетание щипцовых фронтонов и пологих кровель при характерной «полосатой» кладке стен, образованной чередованием двух различных по тону кирпичных облицовок. Данные образно-художественные особенности имеют истоки в архитектуре Византийской империи, что символически связано с посвящением храма иконе Божией Матери «Скоропослушница». При пластически разработанном объеме здания, его декоративные элементы скромны и ограничены по номенклатуре, цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен.

Наиболее крупный объемный элемент здания – основной восьмерик с центрально расположенными столбами, поддерживающими, как основной барабан, так и малые конхи, образующие в целом многоуровневую, пронизанную светом центрическую композицию сводов и куполов. Дополнительную динамику интерьера создает кольцевая галерея, образующая ряд камерных пространств в уровне первого и второго этажей, контрастирующих с центральным повышенным объемом. Аналогичное центрическое решение применено и для нижнего крестильного храм, расположенного в подвальном этаже. В указанном уровне, вокруг основного храма находятся: дополнительная крещальня для младенцев, вспомогательные помещения, санузлы для прихожан. Вход в нижний храм, помимо спуска по междуэтажной лестнице из притвора первого этажа – через общий с причтовым домом вестибюль с гардеробной.

В полностью надземном нижнем уровне причтового дома размещен блок трапезных с кухней, спортивно-оздоровительный комплекс с двумя спортзалами и помещениями водных процедур, медицинским кабинетом. На втором и третьем этажах – кабинеты клира и причта с залом собраний прихода, являющимся в указанном уровне связующим звеном между функциональными частями комплекса. В здании предусмотрены междуэтажные лестницы и эвакуационные выходы, отвечающие действующим нормативам. В наружной отделке применена облицовка плитами естественного камня для цоколя и декоративным кирпичом для вышележащих этажей.

Основные планировочные (осевые) габариты здания: храм 38,7 м × 27,0 м, причтовая часть (по наибольшим габаритам) 38,7 м × 18.0 м. Высотные габариты: высота храма от нижней планировочной отметки (200,9) до основания Креста – 30,0 м. Вместимость храмового комплекса – 500 человек.
Храмовый комплекс во имя святого преподобного Паисия Святогорца в Выхине
Адрес: г. Москва, ЮВАО, район Выхино-Жулебино, Самаркандский бульвар, пересечение с ул. Ферганской.
Автор, главный архитектор проекта: Борисов С.В., архитектор Белкина Ю.А., стадия АГР, проектирование 2019–2020 гг., строительство 2023 г.
Организация-проектировщик: ООО «Сапрыкин и Пузырева» (стадия АГР), директор Сапрыкин И.А.; НП "ЕСЗ Московской Патриархии" (стадии П, РП); строительство: АО «Юнистройпроект».
Свидетельство Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы об утверждении Архитектурно-градостроительного решения регистрационный № 682-4-20/С от 02.10.2020.
Участок строительства храмового комплекса во имя святого преподобного Паисия Святогорца расположен в г. Москве во внутригородском муниципальном образовании Выхино-Жулебино, Самаркандский бульвар, пересечение с улицей Ферганской. Территория строительства храмового комплекса образована двумя участками площадью 3529 м2 и 787 м2. На участке расположен временный дерево-каркасный храм и дерево-каркасные приходские постройки, предполагаемые к сносу в процессе возведения основного комплекса. Участок прямоугольной формы с незначительным понижением планировочных отметок в юго-западной части. Северо-западная и юго-восточная границы участка примыкают к Самаркандскому бульвару, юго-западная сторона – к Ферганской улице, северо-восточная – к незастроенной территории.

Проектом предусмотрено размещение храмового комплекса с корпусом причтовых помещений в центральной части территории, выделенной под строительство. Храм располагается в северо-восточной части территории, планировочная ось, на которой находится главный вход и центральная апсида, ориентирована на северо-восток с допустимым отклонением от восточного направления. Причтовая часть расположена вдоль юго-восточной и юго-западной сторон земельного участка, образуя вместе с храмом и колокольней комплекс застройки, поддерживающий направления существующей улично-дорожной сети. Храмовая и причтовая части комплекса сгруппированы вокруг прямоугольного двора, раскрытого к детской школе искусств, образующего вместе с ней общую ландшафтно-рекреационную зону. Указанная районная рекреационная зона, объединяя религиозную и светскую составляющие, способствует гармонизации общества на основе традиционных для России ценностей. Главный вход на территорию запроектирован с юго-восточной части Самаркандского бульвара, два въезда для автотранспорта организованы с северо-западной части Самаркандского бульвара.

Объемно-планировочная композиция храмового комплекса образована двумя различными по функциональному наполнению блоками, составляющими единое здание. С храмом сблокирована постройка, план которой типологически относится к зданиям «глаголем», образованным примыкающими под прямым углом двумя крыльями. По функциональному наполнению указанная постройка неоднородна, в ней расположены храмовые и причтовые помещения. По высоте наиболее развито западное крыло причтового дома, удаленное от храма, что исключает их пространственное противопоставление, тогда как к храму примыкает пониженное крыло, большее по планировочным габаритам. Являющиеся доминирующими объемы храма и колокольни размещены с поддержкой сложившейся оси многоэтажных жилых домов вдоль Самаркандского бульвара. Объединяющий комплекс построек внутренний двор окружен по трем сторонам аркадами с расположенными под ними входными группами и пандусом для маломобильных групп населения. Вдоль северо-восточной стороны причтовой части устроен сквозной проезд, разделяющий здание в уровне первого этажа. Указанные композиционные решения позволяют трактовать застройку участка в виде цельного комплекса, объединенного общим объемно-пространственным решением и системой архитектурных доминант.

Собственно храм является двухпридельной постройкой, где главный придел выявлен объемно и увенчан тремя световыми главами на повышенных пьедесталах с криволинейными фронтонами. Малый придел включен в объем примыкающей к храму постройки и выделен световой главой и малой звонницей над входом, отмеченной, как и вход в главный храм, фронтонам с тремя малыми главками. В крестово-купольной системе перекрытий главного храма угловые юго-западные ячейки заменены световыми главами на парусах, высокая конха свода апсиды пространственно включена в общий объем. Сводчатая система бесстолпного перекрытия малого придела значительно понижена относительно четырехстолпного главного храма. Основной доминантой комплекса является глава центрального храма, она пространственно уравновешивается аналогичными, но меньшими по размерам, двумя барабанами световых глав в юго-западной части главного четверика, главой придела и колокольней, пространственно отнесенной к причтовому блоку. Малая звонница, расположенная в юго-восточной части комплекса, объемно не выделена, находясь в общей системе скатных кровель. Указанное распределение доминирующих объемов комплекса позволяет создать общее живописное композиционное решение, равнозначно воспринимающееся с различных видовых точек при обходе вокруг комплекса, что в полной мере отвечает градостроительной ситуации. Наиболее крупные архитектурные формы дополняются различными по конфигурации крытыми крыльцам и лестничными всходами, создающими приближенный к человеку масштаб.

Образно-художественное решение храмового комплекса основано на понимании общих истоков для различных архитектурных "школ" и направлений архитектуры Православия, лежащих в раннехристианском зодчестве до разделения Восточной и Западной Церквей. Стройные храмы с высокими главами, общие, как для архитектуры ряда княжеств домонгольской Руси, так и для зодчества Сербии и Македонии, восходят к своеобразно трактованным Византийским прообразам. Немаловажным является влияние романской архитектуры Западных Церквей, имеющей, вместе с Восточными, корни в позднеантичном Риме, выработавшем разнообразные композиционные решения в рамках сводчато-арочной тектонической системы.

При пластически разработанном объеме здания, его декоративные элементы просты в строительстве и ограничены по номенклатуре, цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен. В качестве основного архетипа приняты метрические ряды арок, варьирующиеся по габаритам и смысловому наполнению.

Объем главного храма сблокирован с приделом, оба богослужебные помещения имеют самостоятельные входы, что позволяет эксплуатировать их, как совместно, так и по отдельности при небольшом числе прихожан. Храмовая часть запроектирована двухэтажной, с подвальным этажом, на первом уровне расположены основные богослужебные помещения, на втором – хоры, под храмом находится актовый зал, трапезная с кухней и вспомогательные помещения. Для помещений пристроенного к храму блока основной коммуникацией является рекреация-коридор, освещенная арочными окнами, выходящими в общий двор. Указанный блок в своей основной части двухэтажный с подвальным этажом, вблизи колокольни добавляется третий уровень. На надземных этажах размещаются причтовые помещения, в подвальном – технические. В храмовом комплексе предусмотрены междуэтажные лестницы и эвакуационные выходы, отвечающие действующим нормативам. В наружной отделке применена облицовка плитами естественного камня для цоколя и декоративным кирпичом для вышележащих этажей.

Основные планировочные (осевые) габариты здания: храм 19,65 м × 24,35 м, общие габариты комплекса 39,6 м × 32,17 м. Высотные габариты: высота храма от наивысшей планируемой отметки земли (133,87, поднимаемой по проекту на 0,5 м от наивысшей существующей отметки 133,37) до основания Креста – 31,3 м. Вместимость храмового комплекса – 500 человек.