Мы используем файлы-cookie
Находясь на сайте, вы даете соглашение на использование cookie.
подробнее
Белоножкин Алексей Евгеньевич, автор
КОНТАКТЫ:

aleksej1764@yandex.ru
2013 г.
2020 г.
2023 г.
2022 г.
«Санкт-Петербургский епархиальный архитектор»
Белоножкин А.Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А.П. Аплаксин. СПб.: «Невский мир», «Лики», 2013. 384 с.

В монографии впервые комплексно рассматриваются жизненный путь, архитектурное творчество, реставрационная и научно-просветительская деятельность гражданского инженера Андрея Петровича Аплаксина (1879–1931), мастера неорусского стиля, в 1906–1917 годах занимавшего должность архитектора Санкт-Петербургской епархии (епархиального архитектора). Приводятся детальный обзор историографии, списки построек и проектов, реставрационных работ, научных трудов и выступлений зодчего.
«Памятники церковного зодчества Петербурга и Петербургской губернии в формах неорусского стиля (проблема иностилевых влияний)»
Белоножкин А.Е. Памятники церковного зодчества Петербурга и Петербургской губернии в формах неорусского стиля (проблема иностилевых влияний) // Научные труды Института имени И.Е. Репина. Вып. 52. Проблемы развития отечественного искусства. Январь/март 2020. С. 50−70.

В публикации делается вывод о том, что наличие в памятниках церковного зодчества столичного региона, спроектированных в формах неорусского стиля, таких реминисценций, как элементы русского стиля, венского сецессиона и северного модерна, позволяет говорить о существовании региональной ― петербургской ― версии неорусского стиля.
1. «Патриарх церковного зодчества: архитектор Василий Косяков»
2. «Проблемы церковного зодчества России конца XIX ― начала XX в. в восприятии архитекторов-современников»
1. Белоножкин А.Е. Патриарх церковного зодчества: архитектор Василий Косяков. (К 160-летию со дня рождения) // Церковное зодчество Санкт-Петербурга. [Альманах]. Вып. 2. 2016−2021. СПб.: Издательство «Библикон», 2023. С. 87−104.

Статья представляет собой монографический очерк, посвященный жизни и творческому наследию выдающегося мастера церковного зодчества России последней трети XIX ― начала XX века Василия Антоновича Косякова (1862−1921), в 1901−1917 годах являвшегося членом Техническо-строительного комитета Святейшего Синода. Особое внимание уделяется стилевой эволюции творчества архитектора и особенностям объемно-планировочной композиции его церковных построек.

2. Белоножкин А.Е. Проблемы церковного зодчества России конца XIX ― начала XX в. в восприятии архитекторов-современников // Церковное зодчество Санкт-Петербурга. [Альманах]. Вып. 2. 2016−2021. СПб.: Издательство «Библикон», 2023. С. 105−119.

На основе публикаций в профессиональной периодической печати конца XIX ― начала XX века в статье рассматриваются и систематизируются взгляды отечественных архитекторов тех лет на проблемы современного церковного зодчества, среди которых ― стилистика храмовой архитектуры, государственная регламентация церковного строительства, взаимоотношения архитектора и заказчика.
«Русский храм эпохи позитивизма: памятники столичного региона // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве последней трети XIX века. 1870−1900»
Белоножкин А.Е. Русский храм эпохи позитивизма: памятники столичного региона // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве последней трети XIX века. 1870−1900. СПб.: Издательство «Лань», издательство «Планета музыки», 2022. С. 288−312.

На примере памятников столичного региона ― Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии ― анализируется феномен русского православного храма 1870−1894 годов (времени царствования императоров Александра II и Александра III). Преимущественное внимание уделяется таким аспектам, как стилевая эволюция храмового зодчества и особенности объемно-планировочного решения его памятников.