Сегодня национальное самоопределение белорусской культуры играет большую роль в развитии общества. И глядя в будущее, в первую очередь, очень важна ориентация на исторические, нравственные и духовные традиции народа. Именно это всегда помогало кристаллизовать верные образы своей культуры.
Белорусское храмовое зодчество является одним из основных ориентиров, выражающих средоточие духовных и социокультурных основ белорусского народа. И сейчас, возможно, как никогда, необходимо ясно представлять себе верный образ белорусского храма, который всегда был и остается важным символом национальной культуры. Определение этого образа становится в один ряд с национальной идеей и с идеологическим курсом развития общества.
И сейчас речь пойдет о православном храме, т.к. именно Православная «Церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа» [Соглашение о сотрудничестве между РБ и БПЦ]. А храм, как известно, является хранилищем и средоточием этих традиций, выраженных в его архитектурной среде и иконографии и можно сказать, что образ белорусского православного храма есть образ всей белорусской культуры. А значит понимание этого образа очень важно для понимания своей культуры и ее развития. Тем более это актуально ввиду того, что визуальное восприятие все более возрастает у современного человека, нежели вербальное. И поддерживать стабильность, единство и мир на белорусской земле, а также хранить наши духовные и культурные ценности, Церковь призвана, опять же, не только в вербальной, но и в образно-символической области, центром которой является православный храм.
Развитие области православного искусства и, в частности, храмоздательства, призвано выражаться не только в увеличении количества храмов, качество которых часто оставляет желать лучшего, но и в образовательных и воспитательных программах, в сфере науки и развитии историко-культурного наследия, т.к. именно через эти сферы мы сможем повысить интерес к православному искусству и обеспечить государство и Церковь профессионально образованными специалистами. А это немаловажно, ведь как и в иконописи, в проектировании храмов не достаточно знать нормы и правила, нужно быть причастным к жизни Церкви. И здесь интересен тот факт, что выпускники Духовных школ по направлению «иконопись» считаются клириками Церкви, а храмовой архитектурой, т.е. пространственными иконами, порой занимаются люди далекие от жизни в Церкви и непонимающие богословских основ храмоздательства. Но мы надеемся, что эта область церковного искусства будет только развиваться. К слову, хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Кирилла, который на собрании игуменов и игумений монастырей, прошедшем в сентябре этого года, сказал, что «надо работать и воспитывать и зодчих и иконописцев», что в духовных школах проводится большая работа с иконописцами, а «с архитекторами пока еще особо ничего не происходит… Но проектирование храмов является новой и очень важной тенденцией в нашем архитектурном сообществе» и что «если эта тенденция будет усиливаться, то Церкви нужно будет подумать и о богословском образовании для архитекторов». Хотелось бы добавить, что и для священнослужителей важно понимать основы христианского искусствоведения, потому как они являются заказчиками и храмы, как и иконы, это не просто дело вкуса (или порой, простите, безвкусицы), но они являются одними из основных символов культуры нации.
В этом контексте возможно подумать о выработке БПЦ и гос. структурыми каких-то мероприятий, будь то составление методических пособий, разработка образовательных факультативных программ, или проведение конференций и др., через которые постараться отразить основные рекомендации и принципы храмоздательства в условиях белорусской культуры. И при этом, подобные мероприятия могут быть ориентированы как на клириков Церкви, так и на архитекторов, искусствоведов и художников. И конечно, в этой области, очень важна работа епархиальной искусствоведческой комиссии, помимо ее основных функций.
Итак, что же является верными образцами белорусского храма, на какие традиции храмоздательства следует ориентироваться при развитии белорусского сакрального зодчества?
Хотелось бы сразу отметить, что, не отвергая идею того, что храмовая архитектура должна развиваться, что в ней уместно применять даже некоторые современные архитектурные идеи, скажем, что это развитие должно быть основано именно на традиции. И именно традиционная архитектура и ее лучшие образцы являются тем фундаментом, на котором строится здание современного храма. Однако, в этом следовании традиции, нужно стараться избегать простого копирования и необдуманных архитектурных цитат прошлого.
Не вдаваясь в богословскую проблематику храмоздательства, обозначим что, существует несколько направлений, или взглядов на поиск образа белорусского храма.
Один ориентирован на образ храма домонгольского периода, к которому относятся такие памятники архитектуры Беларуси как Спасо-Преображенский храм Полоцкого монастыря, при всей своей уникальности, близкий по стилистике некоторым храмам Чернигова, Смоленска и Новгорода, а также Борисоглебская церковь в Гродно, также близкая по образу ряду храмов Чернигова, Киева, Новгорода, Пскова.